Главная

Карта сайта

Поиск

Контакт



Контактная информация

107076, г.Москва, Богородский вал, д.8

Тел. (495) 963-55-52

Подробнее

 

Московский городской суд

   "Учрежденный в 1932 году, Московский городской суд с первых дней занял достойное место в системе российского правосудия. Его компетенция распространялась на столицу государства город Москву – крупнейшее административно-территориальное образование страны и этим во многом определялись роль и значение Мосгорсуда в осуществлении правосудия, в воспитании и становлении квалифицированных судейских кадров.

   В наши дни Мосгорсуд по-прежнему находится на переднем рубеже российского правосудия, оказывая заметное влияние на формирование судебной практики и становление единого правового пространства страны. По характеру объему и качеству выполняемой работы он занимает одно из ведущих мест в судебной системе Российской Федерации."

В.М. Лебедев

    25 марта 1933 года было утверждено постановление №100 ВЦИК и СНК РСФСР, согласно которому («в изъятие из установленной «Положением о судоустройстве РСФСР» организации судебных учреждений») в системе органов юстиции Московской области образуется Мосгорсуд.  Однако к этому моменту Мосгорсуд де-факто и де-юре уже существовал. С конца 20-х годов он регулярно упоминается в печати. Первый председатель Мосгорсуда И. Смирнов в автобиографии 16 июля 1932 года пишет: «С июня месяца этого года работаю председателем Московского областного и городского суда».

   Здесь нет противоречия: в конце 20-х годов и на протяжении 30-х годов в ряде крупных  областей  СССР  существовало промежуточное звено между районом и областью – округ. Судоустройство в таких областях отличалось наличием трех судебных инстанций: областного, окружного и народного судов. В 1929 году вслед за образованием Московской области и Московского округа были учреждены Московский областной и Московский окружной суды. В 1930 году, в ходе административно-территориальной реформы Московский округ был упразднен, и Московский окружной суд, переживший округ, с известными оговорками можно считать предшественником Мосгорсуда.

   Юристам, да и столичным властям в те годы было понятно, что в Москве необходимо создать городской суд, хотя ни одного такого суда в стране еще не существовало. И 3 августа 1932 года Президиум Мосгорисполкома и Моссовета издал постановление о создании структурного подразделения с необычным названием «Личный стол Московского городского суда при Моссовете». Решение о создании Мосгорсуда было принято на коллегии Наркомюста РСФСР 13 декабря и оформлено соответствующим постановлением. Во исполнение этих решений через три дня приступил к своим обязанностям первый руководитель Мосгорсуда И. Смирнов, о чем сам же издал приказ. В тот же день был издан приказ №2 о зачислении по Мосгорсуду членами суда 21 человека, 83 других работников и произведено распределение обязанностей между судьями.

   Именно поэтому датой образования Мосгорсуда считается 16 декабря 1932 года. Органы юстиции долго искали соответствующую организационную форму – мешал действовавший закон о судоустройстве. Мосгорсуд так и пришлось создавать «в изъятие из установленной  «Положением о судоустройстве РСФСР» организации судебных учреждений». Таким образом, постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 25 марта 1933 года лишь узаконило судебный орган, созданный по решению нижестоящих органов власти.

   Этим постановлением на Мосгорсуд «… в целях усиления руководства органами юстиции в г. Москве и укрепления революционной законности», были возложены следующие обязанности: организация и руководство всеми народными судами Москвы; рассмотрение в кассационном порядке дел народных судов Москвы; рассмотрение в порядке надзора дел народных судов Москвы, причем дела, прошедшие через Кассационную коллегию горсуда, вносятся непосредственно в президиум горсуда; рассмотрение в качестве суда первой инстанции дел, подсудных краевым (областным судам), причем кассационной и народной инстанцией для этих дел является Верховный Суд РСФСР.

   Положение Мосгорсуда, как столичного, с самого начала было особое. Это выразилось прежде всего в том, что председатель Мосгорсуда, его замы и члены суда утверждались наркомом юстиции РСФСР. При этом постановления президиума Мособлсуда по общей судебной практике в соответствии с действовавшими на тот момент «Основами судопроизводства Союза ССР и союзных автономных республик» от 1924 года были обязательны для Мосгорсуда. Через 10 лет Мособлсуд утратил право судебного надзора и судебного управления над Мосгорсудом. Это произошло в рамках судебной реформы второй половины 30-х годов. А 16 августа 1938 года был принят «Закон о судоустройстве СССР, союзных  и автономных республик», согласно которому общее руководство судебной системой Союза и входивших в него республик ложилось на Наркомат юстиции СССР.  По-новому был решен и вопрос о местных руководящих органах юстиции: при областных (краевых) советах были созданы управления наркоматов юстиции соответствующих республик. При Моссовете создавалось управление юстиции Наркомюста РСФСР, которое и взяло на себя функцию судебного управления по отношению к Мосгорсуду.

   В 1956-1958 гг. прошла еще одна реформа, увенчавшаяся принятием новых «Основ законодательства о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик». Были ликвидированы союзный Минюст, минюсты союзных республик, управления минюстов при краевых и областных советах и при Моссовете. Одновременно при Советах министров СССР и союзных республик  были образованы юридические комиссии, к которым перешли функции ликвидированных министерств юстиции. В низовом звене они перешли к Верховным судам союзных и автономных республик, областным и краевым судам. Судебная система СССР схематично стала выглядеть таким образом: Верховный Суд СССР – Верховный Суд союзных республик – суды областные – суды городские. Поскольку Мосгорсуд был подчинен Верховному Суду РСФСР, он получил статус областного суда.

   Мосгорсуд Верховного Суда РСФСР получил права организационной инстанции по отношению к сети районных судов и нотариальных контор города. Верховному Суду республики он подчинялся до 31 августа 1970 г.. когда был принят Указ Президиума ВС СССР». Указ вновь создавал отделы юстиции при исполкомах областных (краевых) советов. Республиканское же министерство юстиции РСФСР образовалось год спустя в соответствии с указом Президиума ВАС РСФСР «Об образовании республиканского министерства юстиции» от 24 сентября 1971 г. Этот указ передавал Мосгорсуд непосредственно в ведение Минюста РСФСР. С городского суда были сняты все функции организационного руководства и передавались в ведение отдела юстиции Минюста РСФСР при исполкоме Моссовета. В то же время Мосгорсуду был передан судебный надзор за районными судами.

   Внутреннее устройство Мосгорсуда  эти переподчинения почти не затронули. «Основы законодательства о судоустройстве» 1958 года предусмотрели следующее устройство Мосгорсуда: президиум суда, судебные коллегии и судебные составы. Президиум Мосгорсуда, состоящий из председателя суда, его замов и членов суда – орган выборный; состав президиума подлежал утверждению исполкома Моссовета. Задача президиума Мосгорсуда – исправлять судебные ошибки, не устраненные своевременно в кассационном порядке судебной коллегией, а также рассматривать материалы обобщения судебной практики, статистические отчеты о преступности, отчеты о деятельности суда и другие вопросы. В ведении президиума суда и его председателя – утверждение составов судебных коллегий по уголовным и по гражданским делам, которые возглавляет председатель. Оба председателя коллегии – заместители председателя суда. Судебные коллегии состоят из нескольких составов судебных коллегий. Коллегии Мосгорсуда рассматривают дела как первая судебная и как вторая кассационная инстанция. По второй судебной инстанции коллегии Мосгорсуда ведут кассационные судопроизводства в порядке надзора за судебной деятельностью районных судов города.

   Московский городской суд рассматривает наиболее важные и сложные уголовные и гражданские дела, отнесенные к его компетенции действующими законами.

    И самым судьбоносным для российского правосудия событием стала судебная реформа. Она является органической частью преобразования всей экономической, политической и общественной системы новой России, а по целому ряду направлений носит поистине революционный характер.

   Главным достижением судебной реформы стало утверждение самостоятельной судебной власти – сильной, независимой, авторитетной, действующей в системе единой государственной власти страны.

   Обеспечен высокий статус российского судьи, созданы прочные гарантии судейской независимости. Федеральный закон «О статусе судей в Российской Федерации» вобрал в себя практически весь положительный опыт, накопленный демократическими системами в части реализации принципов самостоятельности и независимости судей.

   Расширился доступ граждан к правосудию, которое сегодня обеспечивает защиту прав и свобод без каких-либо ограничений. К компетенции судебной власти отнесено разрешение всех возникающих в обществе правовых конфликтов, а также защита самого права и его охрана от всяких нарушений. Возведены на конституционный уровень такие демократические принципы правосудия как состязательность, право на рассмотрение дела судом с участием присяжных заседателей, презумпция невиновности, право задержанного и арестованного быть незамедлительно доставленным к судье, запрет на использование доказательств, полученных с нарушением закона, право не свидетельствовать против себя и близких родственников, право обжаловать в суде действия и решения, принимаемые в ходе предварительного следствия, право на пересмотр приговора вышестоящим судом и запрет повторного осуждения. Ограничение прав на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, жилища, переписки, телефонных и телеграфных переговоров Конституция Российской Федерации допускает только по судебному решению. Реализация этих и других конституционных норм в Уголовно-процессуальном кодексе РФ позволяет принципиально обновить судебную процедуру, вывести ее на современный уровень, отвечающий общепризнанным стандартам правосудия.

   Российская Федерация интегрирована в международное правовое пространство и признала юрисдикцию Европейского Суда по правам человека. С одной стороны, это позволило расширить сферу судебной защиты прав и свобод российских граждан, с другой – повысило требования к качеству правосудия и срокам судебного разбирательства.

   Успешное освоение современной правовой базы судопроизводства, внедрение новых подходов в судебную практику невозможно без ответственного отношения к делу и высокой правовой культуры каждого судьи, особенно работающего в столице государства. Именно высокий профессионализм, компетентность и внимание к людям всегда являлись теми отличительными качествами, которые всегда были присущи большинству судей Мосгорсуда.